«Окончательное решение китайского вопроса». Как белые американцы устроили этнические чистки

В конце XIX века белые американцы устроили настоящие этнические чистки против выходцев из Китая, однако выселить или уничтожить мигрантов так и не удалось.

История американо-китайского противостояния — в переводе Инфо24.

Китайцы в ответе за всё

Как и многие другие мигранты, китайцы приехали в Калифорнию во время золотой лихорадки 1849 года. Однако их дела сразу не заладились.

В 1850-м в Сан-Франциско был основан старейший китайский квартал за пределами Азии и в том же году был принят «Закон о налогах иностранных шахтеров», направленный в первую очередь против китайцев и приносивший Калифорнии половину ее дохода вплоть до 1870 года.

Впоследствии еще больше китайских мигрантов приехали строить железные дороги. К завершению работ в 1869 году в стране насчитывалось 63 тысячи выходцев из Китая.

Чайна-таун в Сан-Франциско, 1895 год/ Wikimedia Сommons

Экономика переживала спад, и китайцев сделали козлами отпущения за все, что не нравилось белым американцам. Их винили в низких зарплатах и безработице.

Бет Лью-Уильямс, автор книги «Китайцы должны уйти: Насилие, изоляция и создание изгоев в Америке» (The Chinese Must Go: Violence, Exclusion, and the Making of the Alien in America), отмечает, что китайских мигрантов считали не только экономической угрозой, но и «сервильной» расой, не способной ассимилироваться.

Боялись белые американцы и того, что китайцы станут этническим большинством.

Ограничительные законы принимались повсеместно. К примеру, в Калифорнии китайские граждане не могли владеть землей или свидетельствовать в суде против белого человека.

В 1875 году «Закон Пейджа» запретил въезд в страну китайских женщин. А в 1882 году был принят «Акт об исключении китайцев».

Он запрещал любую китайскую иммиграцию и/или натурализацию находившихся в стране китайцев (хотя родившиеся в Штатах уже считались американцами). Закон, рассчитанный на 10 лет, действовал аж до 1943-го, причем к 1917 году ограничения касались выходцев из Азии в целом.

Насилие в такой ситуации было ожидаемо. Один из наиболее ужасных случаев произошел в 1871 году в Лос-Анджелесе.

Все началось с того, что белого мужчину ранили в перестрелке между китайскими бандами. После этого толпа ворвалась в бедный район, где жили выходцы из Китая.

Мигрантов хватали и вешали. К утру погибли 18 человек, в том числе 14-летний подросток и женщина. В истории это событие осталось как Китайская резня 1871 года.

Даг Чань из Китайского исторического общества Америки считает, что речь идет, вероятно, о самом большом количестве случаев линчевания за один день в истории США.

Восемь человек были осуждены за непредумышленное убийство и отправлены в тюрьму, но всего через три недели их выпустили на свободу.

Метод Юрики

6 февраля 1885 года был убит Дэвид Кендалл, член городского совета Юрики. Он тоже попал под случайную пулю во время перестрелки двух китайцев, вероятно, из враждовавших банд. Через 20 минут толпа из 600 белых мужчин ворвалась в Чайна-таун, чтобы стереть этот район с лица земли.

Ничего необычного в этом происшествии не было. Насилие против китайцев и американцев китайского происхождения было обычным делом на Западном побережье. Но описанный инцидент отличался от всех остальных из-за последовавших за ним событий.

Власти города решили не вешать жителей Чайна-таун, а велели им покинуть территорию. В течение 48 часов большую часть китайцев заставили сесть на суда до Сан-Франциско.

Этот «мирный» способ быстро обрел популярность не только на Западном побережье, но и среди населенных пунктов от канадского Ванкувера на севере до американского Огаста на востоке материка.

Джин Пфальцер, автор книги «Изгнанные: Забытая война против китайских американцев» (Driven Out: The Forgotten War Against Chinese Americans), считает это этническими чистками. По ее словам, подобные случаи происходили более чем в 200 городах на северо-западе США.

Изгнание китайцев из Юрики / Фото: lynette707.files.wordpress.com

Вернемся к Юрике как одному из наиболее ярких примеров. Местных китайцев обвиняли в том, что они «крадут» рабочие места у белого населения.

Никому не нравилось и состояние Чайна-тауна — поскольку китайцам не разрешали иметь свою собственность, они арендовали множество лачуг на одной территории, без канализации и прочих современных достижений.

Смерть Кендалла стала поводом избавиться от мигрантов. К счастью, обошлось без резни — возмущенной толпе предложили не спешить с насилием и подождать 24 часа.

Комитет в составе 15 мужчин (включая одного из членов городского совета и нескольких видных бизнесменов) отправился в Китайский квартал и объявил о необходимости жителям покинуть город в течение суток. Гонцов отправили и в окрестности Юрики, где тоже проживали выходцы из Китая.

Около 60 китайских мужчин попытались скрыться в лесах, но их выследили и вернули на борт уходивших судов.

Более того, в городе построили виселицу. Надпись гласила, что после истечения срока в 24 часа любому китайцу грозит смерть.

В общем, мигрантов согнали на причал (их точное число неизвестно, по оценкам, от 310 до 480 человек) и разместили в одном из складских помещений, чтобы не допустить к ним разъяренную толпу.

Затем китайцев перевезли на суда, которые отправились в путь далеко не сразу — только 8 февраля. Тем временем, белые жители Юрики разграбили Чайна-таун и поздравили друг друга с тем, что они использовали «цивилизованные» методы.

Более того, через год был проведен фестиваль, посвященный изгнанию китайцев.

Примеру Юрики последовали другие города, в том числе Арката, Ферндейл, Фортуна и Кресент-Сити. К 1890 году в Гумбольдте хвалились, что они единственный округ в Калифорнии, где нет китайцев.

А благодаря телеграфу «метод» получил еще большее распространение. Пфальцер сравнивает это с рассылкой электронных писем или публикациями в Facebook.

Резня в Рок-Спрингс

«Эффект Юрики» продолжал набирать популярность. Только в 1885 году примеру последовали более 100 городов. Если верить «Изгнанным», то в число таких населенных пунктов попали Санта-Круз, Стоктон, Напа, Антиок и Восточный Портленд.

В настоящее время исчезнувшим Китайским кварталам посвящен сайт No Place Project. Тематические локации для него фотографирует Тим Грейхевенс. На его снимках часто показаны не дома и фирмы, а парковки и поля — то есть «говорящая пустота».

«Я понял, что в этом вся суть. Случившееся настолько спрятано в прошлом, что мы не видим его, хотя оно у нас под носом», — говорит Грейхевенс.

Одним из самых страшных инцидентов в «китайской войне» Тим считает произошедшее в Рок-Спрингс (Вайоминг). Через неделю после событий в Юрике шахтеры напали на китайских рабочих, отказавшихся бастовать из-за низких зарплат.

Они сожгли 79 строений, убили по меньшей мере 28 человек. Еще 15 пострадали.

Из письма, написанного очевидцами в 1885 году, следует, что одних китайцев «просто» грабили и отпускали, других жестоко избивали, третьих убивали и грабили, а кто-то сгорел заживо при пожарах.

Атаковали мигрантов не все — были и те, кто наблюдал за происходящим с криком, смехом и аплодисментами. Утверждается, что в нападениях принимали участие не только мужчины, но и женщины.

В итоге в ситуацию вмешались американские военные, которые вернули выживших китайцев в Рок-Спрингс.

Картина перед ними предстала ужасающая. Были арестованы 22 человека, но свидетелей не нашлось, и приговор оказался оправдательным.

Резня в Рок-Спрингс, иллюстрация из журнала Harper’s Weekly, 1886 год / Фото: Wikimedia Сommons

Чтобы уладить торговые отношения, президент США Гровер Кливленд выплатил властям Китая почти $150 тысяч, но жертвы Рок-Спрингс этих денег так и не увидели.

Насилие охватило Орегон и Вашингтон. Например, город Такома избрал комитет (по примеру Юрики) и потребовал, чтобы 350 китайцев покинули территорию. Утром 3 ноября 1885 года сотни белых американцев пришли в Чайна-таун.

По свидетельству очевидца, некоторые были вооружены, вели себя грубо, угрожали. Тех, кто отказывался уходить, выводили из домов насильно, в том числе женщин.

Ситуацию усугубляла плохая погода. В дождь и ветер китайцам пришлось пройти почти 14,5 км по грязи, чтобы добраться до станции. Те, у кого были деньги на билеты, сели на поезд до Портленда. Остальные были вынуждены продолжить пеший путь.

7 февраля 1886 года против китайского населения выступил Сиэтл. На пароход Queen Of The Pacifiс решили отправить от 300 до 400 человек.

Но капитан не пускал никого на борт без оплаты проезда, что немало удивило вооруженную толпу. Тем не менее, белые жители так хотели избавиться от мигрантов, что собрали деньги, и многие китайцы были вынуждены отправиться в Сан-Франциско.

Оставшихся сопроводили в Чайна-таун. На пути возникла толпа. Началось столкновение, погибли пятеро белых. Пришлось объявлять военное положение и ждать прибытия федеральных войск.

Вернувшимся домой китайцам постоянно угрожала опасность, так что 14 февраля многие из них покинули Сиэтл. Впоследствии шестерых местных мужчин обвинили в тайном сговоре, но суд присяжных признал их невиновными.

Антикитайский бойкот

Как только изгнанные из Юрики китайцы прибыли в Сан-Франциско, они отправились в Чайна-таун и провели то, что сейчас бы назвали пресс-конференцией. Были приглашены местные журналисты и мэр. Им заявили, что кто-то должен заплатить за то, что произошло.

Причем речь шла не только о возмещении ущерба за недвижимость, но и за то, что китайцы стали жертвами насилия толпы.

Типичный китайско-американский шахтерский лагерь 19-го века / Фото: Wikimedia Сommons

52 высланных жителя Юрики наняли адвоката. Их иск вынудил антикитайские группы призадуматься и сделать паузу.

Репортеры добрались до «коренных» жителей города и стали спрашивать про случившееся. Один из участников комитета заявил газете San Francisco Chronicle, что разговоры о миллионах долларов — полный вздор и что Юрика может быть должна китайцам ну никак не больше $2000.

Суд предсказуемо принял решение не в пользу истцов. Китайцы потеряли все.

На фоне таких юридических коллизий некоторые города изменили тактику. К примеру, городок Траки, где было одно из крупнейших китайских поселений в Калифорнии.

Около тысячи мигрантов работали там лесорубами на строительстве железной дороги и жили в лесах. Еще какое-то количество предпочитало Чайна-таун, который к 1886 году неоднократно поджигали.

Редактор одной из газет Чарльз Макглашан решил взять китайцев измором. Он основал комитет по антикитайскому бойкоту и разослал петиции с требованием отказаться от экономических и социальных связей с мигрантами.

Он предложил не нанимать китайцев на работу, не сдавать им жилье и не продавать никаких товаров, включая продукты.

Результатов удалось добиться не сразу, но они были эффективными. Китайцы постепенно начали уезжать. Китайские лесорубы страдали от голода, их даже подкармливали некоторые белые мясники.

К июню 1886 года Траки, как считалось, избавился от мигрантов, а Чайна-таун снова сгорел. При пожаре погибли двое китайцев.

На фоне такого «успеха» Макглашан решил сделать политическую карьеру и стал продвигать «метод Траки» по всей Калифорнии. Он организовал два антикитайских съезда в Сакраменто.

Жизнь для выходцев из Китая становилась все тяжелее. В 1886 году города продолжали изгонять мигрантов полностью или частично. Некоторые проводили мероприятия, чтобы собрать деньги на отъезд китайцев.

Организовывались даже детские антикитайские клубы.

Несмотря ни на что, китайские мигранты и американские китайцы продолжили борьбу и таким образом повлияли на формирование гражданских прав в том виде, в котором они существуют сейчас.

«Акт об исключении китайцев» был отменен в 1943 году, когда Китай стал союзником США во Второй мировой войне.

Китайцы в США

    В настоящее время в США проживают около 5 миллионов американцев китайского происхожденияКитайско-американская община является крупнейшей зарубежной китайской диаспорой за пределами Азии. Это третья китайская диаспора после общин в Таиланде и МалайзииВ Сан-Франциско, штат Калифорния, самая высокая концентрация китайских американцев на душу населения среди всех крупных городов в Соединенных Штатах. Китайцы составляют более 21 % населения города.Согласно масштабному опросу 2001 года, четверть белых американцев относились к американцам китайского происхождения в «целом негативно» или «очень негативно»Согласно тому же исследованию респонденты отмечали такие положительные качества американских китайцев как: крепкие семейные ценности (91%), честность в бизнесе (77%), высокая ценность в сфере образования (67%).Выходцы из Китая владеют около 20% всех компаний информационных технологий, которые были основаны в Силиконовой долине с 1980 года по сегодняшний день.

Текст: Joy Lanzendorfer / Татьяна Маркина (перевод)

Источник: info24.ru

Написать комментарий